МНЕ БЫ В НЕБО: ПРОФЕССИЯ БОРТПРОВОДНИКА

Мы пообщались со стюардессами и стюардами крупнейших казахстанских авиакомпаний, узнав, с какими трудностями и преимуществами связана их работа.

Источник: http://www.voxpopuli.kz/main/mne-by-v-nebo-professiya-bortprovodnika-13186/g403575.html



Фарух Мушрапилов

Air Astana

работает бортпроводником 3 года

В авиацию Фарух пришел по совету знакомых и друзей. Окончив Алматинский колледж связи при Казахско-Американском университете, он подал документы в авиакомпанию.

— Детство я провел недалеко от аэропорта, и мне всегда нравились самолеты. Не могу сказать, что не хотелось работать по специальности, на которую учился, но обстоятельства складывались так, что работа в авиации оказалась предпочтительнее. В Air Astana постоянно идет набор персонала, и меня пригласили на собеседование. Со мной вместе в отборе участвовало около 50 человек, но до обучения дошли только 10–15 кандидатов. На собеседовании нас спрашивали, почему мы выбрали именно эту профессию. Видимо, я был тогда достаточно мотивирован, и мои ответы понравились сотрудникам компании. Собеседование проходит на нескольких языках. Затем начались тренинги. Сначала мы изучали строение кабины самолета, расположение дверей и работу с аварийно-спасательными средствами. Потом обучались сервису на борту. После каждого модуля был экзамен. На заключительном этапе нас отправили во Франкфурт, где в течении четырех дней мы демонстрировали полученные знания на тренажерах и на борту реального самолета.

Я выполнял первые четыре рейса в сопровождении инструктора, который рассказывал о моих обязанностях и делал замечания по ходу работы. Хорошо помню свой первый самостоятельный рейс. Он был 11 апреля 2013 года, и мы летели в Караганду. Я немного волновался, но попалась очень позитивная бригада, которая во всем поддерживала меня. В течение трех месяцев был испытательный срок, и я летал только на внутренних рейсах. За это время бортпроводники получают международное свидетельство как члены экипажа. Я летаю только на среднемагистральных рейсах, так как проходил обучение работе на самолетах Airbus A320, Airbus A321 и Embraer 190. В основном это рейсы в страны СНГ и ближнее зарубежье.

За год мы проводим в воздухе около 700 часов. У каждого рейса есть своя специфика и свой контингент пассажиров.

Фарух Мушрапилов

Фарух рассказывает, что форму для бортпроводников подбирают по размерам. При желании можно что-нибудь подогнать в ателье. Новый комплект формы выдают раз в полтора–два года, поэтому бортпроводнику необходимо бережно обращаться с ней.

— За год мы проводим в воздухе около 700 часов. У каждого рейса есть своя специфика и свой контингент пассажиров. Нужно быть морально готовым к этому. К примеру, на рейсе в Дели летит много индусов, и они часто просят принести им воды. Кроме того, необходимо проверить, чтобы на борту было достаточно комплектов вегетарианского бортового питания, ведь индуисты не едят говядину. На рейсах в Пекин многие пассажиры не говорят по-английски. Приходится изъясняться с ними с помощью жестов. Ко всем рейсам я отношусь примерно одинаково и не могу выделить любимый. После международных перелетов у нас обычно остается свободное время. Кто-то посвящает его шопингу, другие купаются в бассейне при гостинице, а третьи смотрят достопримечательности. Мне нравится летать в Стамбул, потому что я люблю гулять по этому городу. В каждой стране есть определённые точки, которые ты обязательно должен посетить. В Москве это Красная площадь, в Стамбуле — мечеть Султанахмет. За время работы я четыре раза летал в Пекин, но еще не был на Китайской стене.

В своей работе Фарух придерживается принципа «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня». Он любит свою профессию по нескольким причинам.

— Мне нравится наличие свободного времени. К примеру, ты можешь вылететь из Алматы в 6 утра, а к 12 часам прилететь назад и освободиться до следующего дня. Иногда бывают подряд два дня без рейсов. Нам выдают расписание рейсов на месяц вперед, и можно планировать время для личной жизни и увлечений. Я люблю машины и уделяю свободное время автомобильному спорту. Пока только в качестве зрителя, но в будущем, возможно, буду сам участвовать в гонках. Еще один приятный бонус — скидки на авиабилеты. Я часто летаю по делам в Москву. Перед свадьбой брал с собой жену на рейс в Стамбул. За границей нередко покупаю что-нибудь полезное. Коллектив у нас в основном женский, и выходя с коллегами погулять, поневоле втягиваешься в шопинг. В дьюти-фри покупаю сладости и парфюмерию со скидками.

— Никогда не приходилось сталкиваться с предубеждениями по поводу того, что бортпроводник — это женская профессия. Моим друзьям и знакомым нравится моя работа. Конечно, иногда они волнуются за меня, особенно когда где-то в мире происходят авиакатастрофы. Сам я не испытываю подобных страхов.

Пожалуй, самая трудная часть работы — общение с пассажирами. Важно уметь слушать и слышать человека. Нужно быть коммуникабельным и всегда сохранять выдержку. В случаях личной неприязни пассажира к определенному бортпроводнику мы практикуем «замену персонажа», когда стюардессу или стюарда подменяет коллега.

Айгерим Курбанова

SCAT Airlines

8 лет в авиации

Айгерим одна из самых опытных сотрудниц авиакомпании. Два раза она уходила в декрет, но всегда возвращалась на любимую работу. Как и многие ее подруги, Айгерим со школы думала о карьере бортпроводника, и ее мечта в итоге исполнилась.

— Многие мои ровесницы и подруги работали в различных авиакомпаниях. Я окончила университет по специальности «учитель английского» и сразу подала резюме в компанию SCAT. Кандидаты проходили строгий отбор. Из 200 человек до обучения дошли только 20. Я прошла собеседование на русском, английском и казахском языках. Затем измерили мой рост. По стандартам бортпроводницы нашей компании должны быть не ниже 165 сантиметров. Два месяца мы осваивали навыки нашей профессии, а затем начали самостоятельные полеты. Когда я только пришла, флот компании состоял из советских самолетов Ан-24. Их вместимость — всего 50 мест. Мы летали на ближние направления. Затем, в 2008 году, компания закупила современные западные борта. Я переучивалась работе на Boeing в учебном центре в Москве. Сразу после этого начала работу на международных рейсах.

Мне нравится, что в начале недели ты можешь быть в Москве, а через два дня уже лететь в Стамбул. Обычно мы узнаем о расписании рейсов за два дня до вылета.

Айгерим Курбанова


Айгерим любит свою работу за возможность увидеть другие города и страны. Особенно ее привлекает контраст в работе — зимой можно вылететь из холодной Астаны или Павлодара и приземлиться в теплом тропическом Таиланде или Индии.

— Мне нравится, что в начале недели ты можешь быть в Москве, а через два дня уже лететь в Стамбул. Обычно мы узнаем о расписании рейсов за два дня до вылета. В стране, куда выполняются эстафетные рейсы, обычно есть время, чтобы отдохнуть и посмотреть достопримечательности. Из внутренних рейсов мне больше всего нравится летать в Астану, а из международных — в Стамбул. Из заграницы всегда можно привезти какой-нибудь подарок для своих близких. Кроме того, я иногда езжу с семьей на отдых в Турцию по бесплатным сервисным билетам.

Бортпроводница говорит, что проблем в общении с пассажирами у нее никогда не возникало. Даже если пассажир испытывает стресс, его всегда можно расположить к себе через доброжелательное отношение. Летать Айгерим также никогда не боялась. Первое время за нее очень волновались родственники, но через несколько лет они привыкли.

— В нашей работе очень важно хорошее взаимодействие с коллегами. На внутренних рейсах мы прибываем на борт за час до вылета. Нужно успеть проверить аварийно-спасательное оборудование, его срок годности и работоспособность, принять багаж и бортовое питание, устранить все имеющиеся недочеты.

Ксения Саркисова

Sunday Airlines

5 лет в авиации

В детстве, как и многие подруги, Ксения мечтала стать бортпроводницей. В университет она поступила на экономический факультет, однако на четвертом курсе приблизилась к исполнению мечты.

— Я жила в Шымкенте, поэтому свой выбор сразу остановила на компании SCAT, хотя в компании работают девушки и из других городов страны. Когда я подавала документы, набор бортпроводников в компанию не проходил уже три года, и у них скопилось около 500 резюме. В итоге по ним отобрали 40 кандидатов, а до последнего этапа отбора дошло всего 15 человек. При отборе особое значение имела коммуникабельность, владение несколькими языками и внешние данные. Я очень волновалась, что не пройду отбор, но в итоге все закончилось благополучно. Два месяца мы обучались навыкам работы в теории и на практике. Я начала работу на советских самолетах, но уже через два с половиной месяца меня отправили на переобучение в Москву, чтобы работать на западной технике. Примерно через два года я начала полеты на международных рейсах. Летала в Эмираты, Таиланд и Китай.

Очень яркий контраст возникает, когда вылетаешь из Астаны, где зимой бывает –40, и садишься в Эмиратах, где +30.

Ксения Саркисова

Сейчас Ксения работает как на внутриказахстанских, так и на чартерных рейсах, которые авиакомпания SCAT выполняет под брендом Sunday Airlines.

— От полета на чартерном рейсе всегда остаются яркие впечатления. Люди на таких рейсах, как правило, расслаблены и относятся к экипажу доброжелательно. Летом мы летаем в Турцию, а зимой — в Таиланд, Индию, Китай. Очень яркий контраст возникает, когда вылетаешь из Астаны, где зимой бывает –40, и садишься в Эмиратах, где +30. В перерывах между такими рейсами мы с членами экипажа можем отдохнуть и покататься по стране. Так, например, в Эмиратах большинство городов расположены недалеко друг от друга.

Яркая форма компании Sunday Airlines

При обучении бортпроводники проходят курс по психологии и улаживанию конфликтных ситуаций. У Ксении еще не было серьезных конфликтов на борту, но она всегда готова к работе в стрессовой обстановке.

— Конечно, у каждого пассажира свое настроение, и кто-то может быть не в духе. Бортпроводнику нужно всегда сохранять терпение и с пониманием относиться к проблемам пассажиров. Существует представление о том, что с детьми в самолете лететь тяжело, однако я по своему опыту скажу, что это не так. Дети проще подаются на уговоры и, как правило, послушно выполняют все указания бортпроводников. Страха полетов никогда не было, но родные первое время боялись за меня и даже были немного шокированы, когда узнали, какую профессию я выбрала. Сейчас они относятся к этому спокойней и иногда даже летают со мной на отдых. Крайний раз мы отдыхали в Москве.

Ксении нравится как форма компании SCAT, так и яркий наряд бортпроводников Sunday Airlines. Она считает, что форма их компании выглядит не хуже, чем у более известных мировых авиационных брендов.

— В аэропортах мы часто пересекаемся с нашими коллегами — бортпроводниками из различных стран мира. Между людьми нашей профессии есть определённая солидарность. К примеру, если ты приземлился в новом для себя аэропорту, то коллеги всегда подскажут куда нужно пройти. Я поддерживаю дружеские отношения со многими бортпроводниками SCAT. Мы встречаемся и отдыхаем вместе даже вне работы. Правда на борту самолета независимо от личных отношений всегда соблюдается определённая субординация. К примеру, у бортпроводников так же, как и у пилотов, есть свой командир бригады. Мы обязаны с уважением относиться к нему и выполнять указания. От рейса к рейсу старший меняется, так что сегодня это могу быть я, а завтра — моя подруга.

Виктория Скосарева

Bek Air

в авиации 5 лет

Виктория углублено изучала английский язык в США и училась в университете восточной Флориды на маркетолога. Вернувшись на родину, она не захотела офисной работы и подала свое резюме в авиакомпанию.

— Одна из подруг, работавших в компании Air Astana, сказала, что я могу попробовать стать стюардессой. Сдав тестирование на трех языках, я улетела на учебу во Франкфурт. Мне повезло попасть на флот B — самолеты, выполняющие дальние рейсы. Я хорошо помню свой первый самостоятельный рейс — это было 16 декабря, в День независимости. У меня на груди красовался праздничный значок, и я очень волновалась. Все тогда прошло хорошо.

В полете приходится по 8–12 часов стоять на высоких каблуках, практически не присаживаясь для отдыха. Сейчас я работаю в Bek Air, и большинство рейсов у нас загружены по полной.

Виктория Скосарева

По мнению Виктории, профессия бортпроводника не так проста, как кажется со стороны. Образ красивых девушек с небольшой сумочкой или чемоданом, летающих в различные концы планеты — это лишь внешние составляющие работы. В реальности после долгих рейсов стюардессы испытывают сильную моральную и физическую усталость.

— В полете приходится по 8–12 часов стоять на высоких каблуках, практически не присаживаясь для отдыха. Сейчас я работаю в Bek Air, и большинство рейсов у нас загружены по полной. На протяжении всего рейса приходится без передышки обслуживать пассажиров. Выполняя по четыре рейса за день, испытываешь на себе воздействие гипоксии. Кроме того, ненормированный график также тяжело сказывается на организме. Со временем многие не выдерживают этого и уходят из профессии.

Помимо физической нагрузки нельзя не упомянуть о трудностях общения с людьми. Бортпроводник должен находить общий язык со всеми пассажирами. Иногда наладить контакт с человеком бывает очень тяжело. В работе очень помогают коммуникабельность, сдержанность и доброжелательное отношение к пассажирам. Благодаря этим качествам можно усмирить даже агрессивного человека.

После долгого периода работы в компании Air Astana Виктория была вынуждена временно оставить профессию, чтобы ухаживать за ребенком. Вернувшись к работе, она решила попробовать свои силы в новой компании.

— Одна из подруг предложила мне попробовать устроиться в Bek Air. Сейчас я не жалею о своем решении. У нас очень дружный коллектив. Это добрые и отзывчивые люди, с которыми мы общаемся не только по работе. Какая бы беда у тебя ни случилась, члены нашей команды всегда готовы оказать поддержку. Я хорошо помню тот день, когда рейс Дмитрия Родина (командир экипажа, удостоенный звания Халық Қаһарманы) совершил аварийную посадку в аэропорту Астаны. Был выходной, и меня разбудил звонок от коллеги. Она рассказала, что наш самолет сел без стойки шасси. Мы все очень волновались за экипаж и созванивались друг с другом. Огромное облегчение испытали, когда узнали о том, что все закончилось благополучно. Экипаж самолета — и пилоты, и бортпроводники — сработали очень профессионально. У себя в офисе мы чествовали их как героев и устроили большой праздник.

Виктория уже привыкла к тому, что больше не летает на международных рейсах. Раньше ей очень нравилось бывать в Лондоне, Стамбуле и Амстердаме. Она часто ездила на экскурсии, чтобы побольше узнать о стране. Теперь любимые направления бортпроводницы — Павлодар и Усть-Каменогорск. Виктория замечает, что на этих рейсах летают самые неконфликтные пассажиры. 

— Я могу встать в четыре утра, приехать в аэропорт в семь и вернуться домой только к вечеру, побывав в пяти различных городах. Родные и близкие уже привыкли к такому графику. Мой сын знает, что как бы долго мама ни летала, она всегда постарается уделить ему как можно больше свободного времени. Мне очень нравится эта работа и я даже посвятила ей стихи. Это трудно объяснить, но людей, работающих в авиации постоянно, тянет в небо. Если я долго не летаю, то испытываю своеобразную ломку.

Лаура Абыдинова

QAZAQAIR

стаж работы бортпроводницей — 10 лет

С самого детства Лаура интересовалась культурой, традициями и обычаями других народов. Особую любовь она испытывала к Корее и Китаю — может быть, поэтому отправилась учиться на переводчика корейского языка. Вслед за полученными знаниями молодая студентка захотела побывать в стране «Азиатского тигра», а когда выпал шанс попробовать себя в качестве стюардессы, она его не упустила.

— Мне было 19, и параллельно с учебой я работала в газете «Бизнес-Курьер» менеджером по рекламе. После публикации газеты мне приходилось вычитывать рекламные материалы и тогда-то я случайно наткнулась на объявление о наборе бортпроводников в авиакомпанию Air Astana. Отправив резюме по указанному адресу, я получила приглашение на собеседование лишь спустя два месяца, когда вовсе забыла об отклике на вакансию.

Прохождение интервью для меня было несложным, и я вела себя естественно, показав отличный результат владения языками. Помимо этого, мы сдавали психологические тесты, во время проверки в которых работники компании смотрели, как мы справляемся с нестандартными задачами и как себя ведем в различных ситуациях. В итоге из 60 человек отобрали группу из 8–10 кандидатов, которые и отправились на обучение в Амстердам. Пройдя трехмесячный испытательный срок, я получила допуск на выполнение рейсов на таких самолетах, как Boeing 767, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, а также на Fokker 100. Хорошо помню свой первый самостоятельный рейс. Мы летели в Шымкент, было очень волнительно. После рейса спала почти сутки, но потом привыкла к новому графику.

Опытные бортпроводники по одному внешнему виду пассажира, количеству его багажа и тому, как он садится в кресло, уже вычисляют цель его полета.

Лаура Абыдинова

Лаура отмечает, что у каждого рейса в зависимости от пункта прилета есть свои особенности.

— Если рейс запланирован в южные города, несомненно, пассажиры закажут чай. Во время полета в Астану, как правило, несколько раз просят принести воду. Иностранцы, например, чаще всего встречаются на рейсах в Астану и Атырау. Мы знаем об этих нюансах и сами не хуже профессиональных психологов на шаг вперед можем предугадать действия тех или иных пассажиров. Все пассажиры разные, и каждый садится на борт с определенным настроением. Одни летят по делам, другие на свадьбу, а третьи — на похороны. Опытные бортпроводники по одному внешнему виду пассажира, количеству его багажа и тому, как он садится в кресло, уже вычисляют цель его полета. В соответствии с этим мы вырабатываем определенную манеру общения с каждым из пассажиров.

Аэрофобия — часто встречающаяся проблема. Боязнь летать у всех проявляется по-разному. Некоторые ведут себя вызывающе и агрессивно, повышают голос и общаются с бортпроводниками в приказном тоне. Другие, напротив, замыкаются в себе и сидят очень тихо. Когда мы сталкиваемся с такими пассажирами, то обязательно стараемся помочь им преодолеть страх. Иногда достаточно просто проявить заботу. Порой нужно взять пассажира за руку или посидеть рядом с ним, пока он не придет в норму. Также есть категория людей, провоцирующих конфликты. Они игнорируют требования безопасности — к примеру, отказываются пристегнуть ремень. Наша компания регулярно проводит тренинги для бортпроводников по решению подобных конфликтных ситуаций. Легче всего работается сдержанным людям, потому как эмоции — это камень преткновения в вопросе человеческих отношений.

После многих лет работы в Air Astana Лаура решила попробовать начать карьеру в новой авиакомпании — QAZAQ AIR.

— Когда я узнала о наборе персонала в новую авиакомпанию, то сразу подала свое резюме. Имея за спиной багаж опыта и знаний, я получила эту работу. Сюда я пришла с задором, который не растеряла по сей день. Пройдя обучение в Аir Baltic в Риге и переучившись работать на новом для себя судне Bombardier Q400 NextGen, я с большим удовольствием начала трудиться во благо авиации нашей страны. Особенно запомнились первые рейсы на абсолютно новом самолете, получали ни с чем несравнимое удовольствие от запаха нового судна. Конечно же, везде бывают трудности, но они всегда преодолимы, если есть большая любовь к людям, к работе.

— Летать по миру в молодости было очень интересно. Я уже не вспомню, сколько стран посетила за эти 10 лет. Побывав почти во всей Европе и Азии, была уверена, что уже ничему не удивлюсь. Оказалось, что ошибалась. За год перелетов внутри страны открыла для себя много интересных мест, ничем не уступающих «забугорным» достопримечательностям. У нас большая и красивая земля, которой каждый из нас должен гордиться и оберегать ее.

Наша компания — самая молодая на рынке гражданской авиации. И я счастлива быть частью команды профессионалов, стоять у истоков и быть полезной казахстанцам. Название нашей компании говорит само за себя. Всегда приятно слышать отзывы благодарных пассажиров, которые радуются существованию QAZAQ AIR, которая осуществляет уникальные маршрутные рейсы, соединяя города, не имевшие ранее авиасообщения между собой.

Автор: Святослав Антонов

Полная версия: http://www.voxpopuli.kz/main/mne-by-v-nebo-professiya-bortprovodnika-13186/g403575.html